ГУО "Средняя школа № 48 г. минска имени Ф.А. Малышева"

РусскийБеларускiEnglish
Карта сайта Электронное обращение На главную

Меню

Главная Проход по ссылкам навигации

Горячие новости

 

 20.10.2018  В субботу проводилось общешкольное мероприятие "Дары осени"

подробнее...

 

 11.10.2018  11 октября 2018 года стартовал первый этап республиканской олимпиады по учебным предметам.

подробнее...

 

 04.10.2018  04 октября 2018 года прошел первый этап республиканской олимпиады по финансовой грамотности. Поздравляем победителей!

подробнее...

 

 01.10.2018  Поздравляем победителей соревнований по дартсу!

подробнее...

 

 26.09.2018  Общественное объединение «Белорусская ассоциация «Конкурс» приглашает учащихся принять участие в интеллектуальных соревнованиях.

подробнее...

Контактная информация

Адрес: г. Минск, ул. Тарханова, 14
Телефон: (017) 317-60-04
Электронная почта:
sch48@minsk.edu.by

Регистрационный № 1141101467 от 13.06.2011

Администратор сайта - Плескацевич М. А.
8 (017) 204-89-53

 

Памятка

Что нужно и чего нельзя делать

при переживании сложной жизненной ситуации

  •   НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.
  •  НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
  •  НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить.
  •  НЕ ожидайте, что воспоминания уйдут сами по себе. Чувства останутся с вами и будут посещать вас в течение длительного времени.
  •  Выделяйте время для сна, отдыха, размышлений.
  •  Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно говорите о них семье, друзьям и на работе.
  •  Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.
  •  Позволяйте вашим детям говорить вам и другим об этих эмоциях и проявлять себя в играх и рисунках.
  •  Способствуйте сохранению у ваших детей распорядка жизни, учебы и позволяйте им действовать согласно их собственным представлениям (там же).

 

Как помогать пережившему травму

  • Поощряйте человека к  рассказу вам о его (ее) чувствах.
  • Не ждите, что мужчина будет справляться с травмой лучше, чем женщина.
  • Говорите пострадавшему о своих чувствах и вашем сожалении о причиненной ему боли.
  • Напоминайте, что переживания человека нормальны.
  • Не пытайтесь уверять человека, что все будет хорошо, - это невозможно.
  • Не пытайтесь навязывать свои объяснения, почему все случилось.
  • Не говорите пострадавшему, что вы знаете, что он переживает. Вы не знаете этого.
  • Будьте готовы вообще не говорить. Человеку может быть достаточно того, что вы рядом.
  • Говорите сами, друзьям, семье о своих чувствах. Хотя вы и не были жертвой травмы, помогая пострадавшему, вы тоже можете оказаться травмированным.
  •  Говорите вашим друзьям, семье о тех необычных физических                                                                                                         ощущениях, которые могут быть связаны с вашей работой.
  •  Не бойтесь, если человек просит о более действенной помощи – например, обращении к профессионалу. И сами не бойтесь прибегнуть к такой помощи.
  •  Постарайтесь не проецировать ваши собственные чувства на происходящее вокруг. Каждый переживает случающееся по-своему.
  •  Не бойтесь спрашивать, как человек справляется с травмой. Но не задавайте вопросов о деталях травмы. Если человек говорит об этом, слушайте его. Самое хорошее – следовать за ним.
  •  Не составляйте никаких планов восстановления для пострадавшего и для себя.

 

По ходу восстановления пережившего травму можно ожидать реакций:

  • Интенсивность и частота проявлений посттравматических реакций будут   ослабевать.
  • Члены семьи и друзья становятся со-жертвами. У них развиваются собственные посттравматические последствия.
  • Колебания между чувствами, связанными с контролем,   чувством тревоги или зависимости.
  • Пересмотр предшествующих травме взглядов и верований.
  • Вспышки пережитого в сознании – нормальная реакция на пережитые события. Они могут запускаться всем, что напоминает о травме. Далеко не всегда всем удается осознать – что именно служит запускающим фактором. Эти вспышки будут со временем постепенно уменьшаться.
  • Ситуации,  напоминающие травму, могут запускать те самые чувства, которые были непосредственно после травмы. Например, это могут быть годовщины, статьи о чем-то похожем на пережитое, возвращение на место пережитого, судебные данные и пр.

 Восстановление после травмы – не мгновенное избавление. Травма становится частью жизненного опыта. Восстановление можно сравнить с «перевариванием» этого опыта.

 

Особенности проведения беседы с подростком при подозрении суицидального поведения.

В беседе с подростком рекомендуется придерживаться следующих принципов:

  • Неотложность. Указание на суицидальный риск говорит о том, что беседа с таким ребенком не может быть «отложена». Возможно, ему придётся уделить больше внимания, чем вы планируете (вы должны располагать временем).
  • Эмпатическое отношение. Эмпатияэто способность определить особенности эмоционального состояния другого человека, поставить себя на его место и сопереживать ему. Эмпатия подразумевает искренность, сопереживание, но не психологическое «слияние» с подростком.
  • Баланс открытых и прямых вопросов. Беседу всегда следует начинать с «открытых» вопросов, подразумевающих возможность ответа в виде рассказа, монолога (например, «Расскажи о себе», «Что тебя беспокоит?»). По ходу беседы увеличивается доля «прямых», «закрытых» вопросов, требующих конкретных ответов («Ты испытываешь чувство тоски?», «У тебя были мысли о самоповреждении?»).
  • Избегание моральных оценок. Тема суицида нагружена моральным, нравственным и религиозным контекстом. Распространённой общечеловеческой оценкой суицидального акта является осуждение, либо того, кто его совершил, либо кого-то из его окружения («поиск виновного»). Смысл беседы заключается в безоценочной помощи.
  • Разделение ответственности. Специалист несёт ответственность за адекватное и своевременное оказание помощи ребенку, оценку суицидального риска и психического состояния, организацию консультативной помощи, предоставление рекомендаций подростку и его родственникам. Специалист не может нести ответственность за результат терапевтических мероприятий. Иными словами, при адекватном выполнении названных выше обязанностей, специалист не может быть ответственным за совершение суицидальных действий подростком. Начиная с первой беседы, ответственность необходимо разделить между подростком, близкими ему людьми и помогающими специалистами.
  • Избегание невыполнимых обещаний. В коммуникации с подростком рекомендуется придерживаться принципа реальности. Человек в критической ситуации часто склонен идеализировать фигуру помогающего и переоценивать его возможности. Необходимо определить границы своих возможностей и проинформировать подростка о них.
  • Нейтральность к психопатологии. В обязанности специалиста входит первичная оценка психического статуса. Однако, какой бы серьёзной не была патология, рекомендуется помнить, что любые психопатологические симптомы являются лишь частью переживаний и особенностей человека и не должны низводить его до статуса «психически больного».
  • Избегание навязывания своего темпа коммуникации. У депрессивных пациентов часто нарушены коммуникативные способности. Это может проявляться в замедлении ассоциативных процессов и темпа речи и односложных ответах. Специалист «подстраивает» темп речи, громкость голоса под особенности подростка.
  • Неоднократное прояснение информации. По ходу интервью некоторые темы требуют неоднократного прояснения, прежде всего, тема суицидальных мыслей и намерений. Вопросы об этом должны задаваться несколько раз по ходу беседы в разных формулировках.

Следование данным принципам общения способствует формированию доверительного контакта и даёт возможность подростку говорить о негативных чувствах. Следует обязательно задать вопросы, касающиеся суицидальных намерений. Возможна следующая последовательность задаваемых вопросов:

  1. Ты чувствуешь тоску и беспомощность, отчаяние?
  2. Чувствуешь ли ты, что никому до тебя нет дела?
  3. Есть ли у тебя ощущение, что жизнь не стоит того, чтобы ее продолжать?
  4. Бывают ли у тебя фантазии о смерти?
  5. Бывают ли у тебя мысли о нанесении себе самоповреждений?
  6. Ты чувствуешь желание покончить с собой?

Если подросток утвердительно отвечает на последние вопросы необходимо уточнить следующее:

  • Как часто появляются мысли о самоубийстве/самоповреждении?
  • Представляет ли подросток конкретный способ этого действия?
  • Был (есть) ли у него определенный план самоубийства (время, место, обстоятельства, способ)?
  • Имеется ли доступ к избранному способу (медикаменты, яды, оружие, др.)?
  • Чувствует ли он способность противостоять этим мыслям?
  • Что может помочь противостоять этим идеям (семья, дети, работа, друзья, оказание медицинской и психологической помощи и др.)?

 

Признаки высокого риска суицидального поведения

На основе различных поведенческих проявлений можно своевременно выявить подростков с высоким риском суицидальных действий:

  • Открытые высказывания о желании покончить с собой (друзьям, взрослым,  родственникам, близким людям, знакомым).
  • Косвенные „намеки" на возможность суицидальных действий — „репетиция самоубийства" (публичная демонстрация петли из брючного ремня, веревки и т. п.; „игра" с оружием с имитацией самоубийства).
  • Активная предварительная подготовка, целенаправленный  поиск средств покончить с собой и создание соответствующих условий (накапливание лекарственных средств, поиск и хранение отравляющих жидкостей, укрепление веревки и т. д.).
  • Фиксация на примерах самоубийства (повышенный  интерес, частые разговоры о самоубийствах вообще).
  • Нарушение межличностных отношений, суженый круг контактов, стремление к уединению.
  • Чрезвычайно настойчивые просьбы о переводе в другой класс, школу…, о госпитализации.
  • Изменившийся стереотип поведения: несвойствен­ная замкнутость и снижение двигательной активно­сти у подвижных, общительных („зловещее спо­койствие" и собранность), возбужденное поведение и повышенная активность, общительность у мало­подвижных и молчаливых.
  • Внезапное проявление несвойственных ранее черт аккуратности, откровенности, щедрости (раздача личных вещей: фотоальбомов, часов, вещей и т. п., которая зачастую сопровождается символическим прощанием).
  • Утрата интереса к окружающему (вплоть до полной отрешенности).
  • Размышления на тему самоубийства могут приоб­ретать „художественное" оформление: в записной книжке, тетради для занятий изображаются ри­сунки, иллюстрирующие депрессивное состояние (например, гробы, кресты, виселицы).